Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Признанные Святые - Владимир Марцинковский Сущность христианства

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Владимир Марцинковский Сущность христианства
О христианстве - Признанные Святые

Мы будем говорить не о внешней стороне христианства, не о формах и обрядах. Сущность христианства, его суть, его внутреннее содержание — эзотерия, а не зкзотерия — является нашей темой. Вспомним слова Владимира Соловьева: «Когда евреи будут евреями, а христиане христианами, тогда они будут братьями». Он хотел сказать: когда евреи вернутся к сущности своей веры, а христиане — к сущности христианства, тогда они будут едины, ибо, действительно, сущность обеих вер одна и та же. Именно это я и постараюсь показать в дальнейшем изложении.
Сущность христианства... Говорить об этом вполне компетентно не мог бы даже наиболее выдающийся знаток христианства, каким был, например, только что упомянутый гениальный русский мыслитель. Истинно и подлинно говорить на эту тему может только Сам Христос. Он Сам и есть сущность христианства. Не новая религия, а новая жизнь, жизнь в Боге, — вот то, что Он принес людям. Давным-давно, около двух тысяч лет тому назад, состоялась одна замечательная встреча. Пришел к Иисусу ночью один из начальников иудейских, представитель группы ревнующих о законе фарисеев (Ин. 3:1 — 16). Это был человек мыслящий, правоверный, религиозный и в то же время неудовлетворенный, ибо, поистине, бессмертную душу человека может насытить только Бог; не вера в Бога, а Он Сам, так же, как жажду телесную может утолить не знание о воде, не знакомство с ее химической формулой, а лишь сама вода. Никодим (так звали этого богоискателя) пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Христос отвечал ему по существу, прозревая сущность скрытого в его душе вопроса, ясно видя, о чем томится эта человеческая душа: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим спрашивает: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Царство Божие — это сущность христианства. Оно же является и сущностью иудейства, живого, истинного откровения, данного в Ветхом Завете. Царство Божие — это, прежде всего, состояние человека и всей твари, в котором царит Бог. Божественное начало истины, добра и красоты, способность к любви и правде... Искра Божия должна возгореться и охватить своим пламенем все существо человека и всю тварь, весь мир, вселенную, космос, так, чтобы Бог был все во всем, — такова цель бытия. Назначение этой искры не ютиться и тлеть где-то на задворках сознания, в его вторичных слоях, вспыхивая по праздникам, а в будни угасая и уступая место царству тьмы, — но сиять, гореть, пылать немеркнущим, неугасимым пламенем. Мы призваны жить так, чтобы всегда в нашем разуме царила истина, в чувстве — красота, в воле — добро, а во всем — божественная гармония, любовь. Мечта об этом Царстве была всегда предметом человеческих стремлений от Платона до Гете и позднейших поэтов и мыслителей. Практически она выливалась в два основных стремления: увидеть и войти. Не об этом ли томится душа доктора Фауста, героя драматической поэмы Гете? Постигнуть тайну бытия и ею овладеть — это суть его жизненной драмы. И не к тому ли сводятся все высшие желания каждого из нас? Постигнуть высшую цель, идеал жизни и найти способность, силу для его осуществления... Иначе нам угрожают «два ужаса», о которых так выразительно сказал Леонид Андреев: ужас бесцельности и ужас бессилия. Истинное удовлетворение этих двух исконных, извечных потребностей человека — жажды созерцания и жажды творчества — может быть достигнуто через богоощущение и богодействие. К этому зовут человека заложенные в нем образ и подобие Бога, они-то и влекут нас к великому видению и великому действию. Великая мысль и великая воля должны осенить хаотическую, одержимую темными силами душу человека, чтобы спасти ее для светлой, творческой жизни, — таков ответ Достоевского на вопрос о человеческом страдании в его произведении «Бесы».
Христос показывает на Самом Себе силу, красоту и мудрость Царства Божия в его полном осуществлении. В Нем, в Его жизни, словах и делах всецело обитает, царствует Бог, вся полнота Божества телесно. Он — образ Бога невидимого, сотканный из лучей неземной красоты, святости, правды. В подобное состояние Он пришел призвать всех. И вот Он открывает Никодиму условие постижения этого Царства света и вхождения в него: «Должно вам родиться свыше». Без этого нельзя увидеть... Вот почему все наши человеческие усилия постигнуть Бога оказываются напрасными. Не нужны и бесполезны все наши споры о сверхъестественном и чудесном. И то, что мы называем чудом в ограниченном, несовершенном царстве окружающего нас мира, является естественным в Царстве Божием. И если познание внешнего, доступного нам мира подчиняется определенным законам, изложенным в так называемой теории познания (гносеологии), то и постижение царства духа также обусловливается соответствующими законами. Существует своеобразная гносеология духа. Вполне основательно и наукообразно говорит апостол Павел по этому поводу: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2:11). Строить догадки, мечтать, томиться, порываться объять необъятное — это все, что доступно человеку. И потому греческий мыслитель Платон (IV в. до Р. Х.) с печалью восклицает: «Разве нам ждать с неба того, кто придет и снимет повязку с наших глаз!»
Тургенев одно из своих стихотворений в прозе заканчивает словами: «Лазурное царство! Я видел тебя... во сне!» Вся лучшая мировая поэзия — ряд таких пророческих снов о царстве правды и красоты. И как тяжело пробуждение от этих снов и светлых грез в серой, будничной обыденщине, в царстве тьмы, вражды и злобы, в засилии мелких, мещанских интересов, без синих далей и просторов безграничных! Поневоле вырвется признание, как у Гоголя: «Скучно на этом свете, господа!» А в наши жуткие дни не сказал ли бы он: «Страшно на этом свете, господа»? Другая, не менее насущная потребность человека, как мы уже сказали, — войти в Царство Божие, вырваться из царства необходимости в царство свободы, сбросить цепи зла и греха, сковывающие крылья души. К этому властно и неумолимо зовет нас воспоминание о первозданном человеке, память о потерянном рае. Человек создан не только для того, чтобы созерцать образ Божества, — он призван осуществлять Его подобие, уподобиться Божеству в Его творчестве. Проще говоря, человек жаждет не только знать о Боге, но и жить по-Божьи. Хочет и не может. И в этом его неизбывная, непреодолимая трагедия. Ибо духовно здоровый, цельный человек — это тот, кто знает, кем он должен быть, хочет этого и может осуществить». Мы все, потомки Адама, представляем собою искаженное, испорченное подобие первого человека. Мы унаследовали греховность, затемнившую наше мышление и извратившую нашу волю. А Христос пришел, чтобы показать нам забытый образ совершенного человека и восстановить его в каждом из нас. В этом и состоит радость Евангелия». Чтобы возвратиться к утраченной красоте человеческой природы, нам необходимо пережить возрождение. Поэтому и сказал Христос Никодиму: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Должно, неизбежно, всем вам, таким же, как Никодим, интеллигентным, мыслящим, религиозным, правоверным ревнителям закона.
Шотландский ученый Генри Друммонд в своей книге: «Естественный закон в духовном мире» делает попытку глубоко, наукообразно понять учение Христа о возрождении. Жизнь во всей видимой природе появляется и существует по определенным законам. Так, например, все живое рождается от живого (omne vivum ex vivo) — это закон так называемого биогенезиса. Все, существующее в природе, делится на три царства: 1) царство неорганическое (минералы), 2) царство органическое (растения, животные), 3) царство духа. Не существует перехода из одного царства в другое в порядке восхождения. Минерал не может подняться до царства органического. Алмаз не может сделаться розой. Роза не может развиться в ласточку. Не существует эволюции подобного рода. Человек не может своим личным усилием достигнуть царства духа. Но существует обратный процесс — в порядке нисхождения. Роза опускает свои корни в царство минералов; она тянет из него нужные ей соки и претворяет их в свое существо, в розу. Такой же процесс происходит между животными и растениями. По тому же закону открывается человеку царство духа. Оттуда, из горнего мира, должна простереться в темное царство человеческого существования некая рука. Она должна поднять его, «сублимировать» до высшего состояния, до царства духа. Физическая жизнь есть общение организма с окружающей средой, с элементами природы: воздухом, светом, пищей. Ослабевает это общение — организм заболевает. Прекращается — организм умирает.
Духовная жизнь есть общение с природой духа, с БОГОМ. Человек, как уже сказано, сам по себе не может достигнуть жизни в Боге. Он не может сам себя родить. Он может быть лишь рожденным. Все его попытки, домогания, порывы ввысь напоминают действия фонтана. Последний мечет воду вверх. Вот она рассыпалась жемчугом в лазури, но тотчас же и возвращается обратно, падает вниз, низвергаясь в грязь земли... Все старания привить человеку благородные качества и навыки, так называемые добродетели, кроме рождения свыше, подобны увешиванию рождественской елки яблоками и золотыми орехами. Такова мысль Яна Амоса Коменского, великого чешского педагога ХVII века. Яблоки украшают елку, но расти они могут только на яблоне. К подобному разукрашиванию человека сводится вся так называемая цивилизация, муштра и натаскивание дикаря — позолота, которая сползает со временем. «Поскобли русского — найдешь татарина», — говорил Пушкин. Современный кризис, банкротство гуманности, нравственное падение человека — это и есть цивилизация без культуры, без внутреннего культа, истинного почитания святыни Божества, христианство без Христа, христианизация, религиозная форма без духа и жизни. Этот кризис в наши дни морем крови и слез подтверждает великую правду Евангелия: «Должно вам родиться свыше». Но весь вопрос в том, как этого достигнуть?
«Как это может быть?» — спрашивает Никодим Христа. И Христос отвечает: «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Необходимость возрождения и путь к нему были известны людям и Ветхого Завета, и потому каждый учитель Израилев должен был знать ответ на поставленный Христом вопрос. Как мы уже сказали, духовное возрождение составляет столько же сущность подлинного христианства, сколько и истинного иудейства. Оно было ожиданием каждого подлинного израильтянина. О нем возвещали священные символы и обряды ветхозаветного богослужения. Душа ветхозаветного человека жаждала возрождения, единственно могущего радикально, существенно обновить ее. Об этом молился пророк Давид словами своего покаянного псалма: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». О возрождении говорят пророки; через них Бог обещал дать Израилю новый завет, сущностью которого должно быть возрождение человека. В книге пророка Иеремии сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, — не такой завет, какой Я заключил с отцами их... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (31:31 — 33). А Иезекииль пророчествует: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших... и дам вам новое сердце и новый дух дам вам» (36:24 — 27). Заметим, что те же слова и в том же порядке стоят в беседе Христа с Никодимом: «кто не родится от воды и Духа»... т. е. кто не пройдет через очищающие воды покаяния и не примет начало новой жизни свыше, тот не может войти в Царство Божие. В следующей, 37-й, главе того же пророка Иезекииля говорится о грядущем воскресении Израиля по действию Духа Божия. Оно начнется с восстановления физического: сблизятся рассеянные кости, они покроются кожею и плотью; но душа народа воскреснет лишь тогда, когда повеет на нее Дух жизни, Дух животворящий. «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... И вложу в вас Дух Мой, и оживете».
Все эти великие откровения были даны в Ветхом Завете; отсюда и упрек в словах Христа, обращенных к Никодиму, учителю Израилеву. Этот укор может быть обращен и ко всем вождям еврейского народа нашего времени, поэтам, раввинам, представителям науки, искусства и религии, ко всей интеллигенции Израиля: «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Не знаешь истинного пути к исцелению и возрождению народа, изнывающего в тысячелетних страданиях?» Подобный укор за незнание или отвержение этого пути может быть обращен к интеллигенции каждого народа и в наши дни, дни мирового кризиса. В проблеме возрождения есть две стороны: Божеская и человеческая, запредельная и земная (трансцендентная и эмпирическая), потусторонняя, непостижимая, таинственная — и ее практическое проявление в опыте этого мира. Одна совершена Богом, другая ожидается от человека, от его свободной воли. Подобно этому и в обычном, естественном, рождении человека есть видимая сторона и есть нечто непостижимое, а именно — тайна появления сознания, возникновение души в новорожденном организме.
Христос, говоря о духовном возрождении, касается и сверхъестественной стороны этого факта. Кстати, скептики всех времен ставят вопрос относительно запредельного мира. Они говорят: «Кто был там? Кто когда-либо пришел оттуда, чтобы компетентно и авторитетно засвидетельствовать о том, что он видел?» И вот Христос так отвечает и на этот вопрос: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете; если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном (т. е. о запредельном, метафизическом)? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Что же необходимо было сделать Богу для искупления и возрождения человека? Нужно было восстановить живую связь — общение человека с Богом и для этого устранить грех, лежащий преградой между человеком и Богом. Нужно было прийти Искупителю и взять на Себя грех мира, умереть для искупления его вины. И об этом в Ветхом Завете также даны откровения в прообразах и пророчествах, касающихся страдания Мессии (например, в 53-й гл. Исаии). Христос говорит о Божественной стороне искупления в беседе с Никодимом, ссылаясь на опыт Ветхого Завета: «И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Поистине, это тайна, непостижимая для нашего разума. Но справедливо говорит по этому поводу профессор Друммонд: «Лучше два года не понимать тайны искупления, чем один день не быть прощенным». И неужели мы признали бы разумным рассуждение голодного человека, который сказал бы: «Я не буду принимать пищи, пока не пойму всех процессов пищеварения, всех физиологических и психических фактов, его сопровождающих».
Сущность Евангелия есть любовь Бога, желающая дать каждому человеку новую жизнь, жизнь истинную, вечную. Сам Христос в беседе с Никодимом выражает эту сущность словами: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Такова любовь Бога к человеку, и она непостижима. Но любовь нужно не понять, а принять. И практические результаты этого принятия являются лучшим доказательством истинности Евангелия. Каковы же эти жизненные результаты? Они определены в только что приведенном изречении Евангелия одним словом: жизнь, жизнь неумирающая, вечная, подлинная, истинная жизнь. Мы уже сказали, что временная, телесная, жизнь есть общение организма с преходящими, материальными, веществами природы. Ясно, что жизнь духовная, вечная, есть общение человека с духовным и вечным началом, которое есть Бог. Только Он может сообщить нашему разуму истину, нашему чувству — красоту, нашей воле — добро. Их полнота, полное воплощение даны во Христе. Поэтому, принимая Христа, мы на опыте, практически, приобщаемся к истине, красоте и добру.
В свое время русский профессор истории М. Н. Петров показал в своей лекции «Евангелие в истории», что благая весть о восстановлении достоинства человека в корне подорвала языческий быт, устранила рабство, унижение женщины, внесла новые понятия и в устои социальной жизни, дух любви и правды в международные отношения. Жизнь изменялась до неузнаваемости там, где принималось Евангелие. Эту преображающую силу Евангелия мы можем видеть и теперь, наблюдая культурную жизнь отдельных народов. Чем больше благая весть распространяется и принимается в конкретном народе, тем выше его нравственная жизнь, трезвость, гуманность и чище его социальные отношения. Дарвин, посетивший в тридцатых годах прошлого столетия Огненную Землю, был подавлен низким уровнем жизни и отсутствием человеческой нравственности у дикарей: детоубийством, жертвоприношениями людей, развратом. Через несколько лет он вновь посетил этот остров и вновь был поражен, но уже нравственной переменой, происшедшей в туземном населении. Она оказалась результатом проповеди Евангелия. С тех пор и до конца своей жизни Дарвин поддерживал материально миссию, которая работала на Огненной Земле. Здесь уместно вспомнить, как один просвещенный атеист посетил подобную страну. Беседуя с туземцами, он с насмешкой говорил о вере во Христа, как о предрассудке отсталых людей. И вот что ответил ему его собеседник: «Если бы ты пришел сюда к нам десять лет назад, мы убили бы тебя, сжарили бы на огне и съели бы. И если теперь ты можешь уйти отсюда целым, подобру-поздорову, так это только потому, что мы вот уже несколько лет как приняли веру во Христа и Его учение правды и любви». С другой стороны, отрицание Христа, отвержение Евангелия любви, устранение его из семьи и школы, приводит к нравственному одичанию современного, так называемого цивилизованного человека, в котором преобладает эгоизм, жестокость, привносящие в мир хаос и разрушение. Там, где нет духовного возрождения, неизбежно происходит роковой процесс духовного вырождения, и он неудержимо увлекает современное человечество в бездну. Только вера в Христа может остановить этот духовный распад, дать новую жизнь.
И теперь практический вопрос: что же нам делать, чтобы родиться свыше, чтобы получить новую жизнь? Христос отвечает и на этот вопрос. Мы должны верить в Него, каждый должен иметь личную веру в Него, веру сознательную, живую; верить не только догматически, но и практически — обратиться к Нему и принять Его верою. Что же такое обращение ко Христу? По словам американского психолога Вильяма Джеймса, обращение есть акт воли, в результате которого Христос начинает занимать центральное место в сознании человека. Ведь Он, Христос, образ совершенного человека, есть в каждой человеческой душе, хотя и в разной степени. Ибо Он есть «свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Он не нов и не чужд ни еврею, ни язычнику. Мы все созданы по Его образу. Поэтому-то и мог сказать Достоевский: «Находя Христа, мы находим себя», свое подлинное существо, свою сущность. Обратиться значит вернуться в должное, нормальное состояние, при котором Христос, смутно ощущаемый каждым человеком в отдаленных, вторичных слоях сознания, начинает занимать первое место в сердце. Обратиться значит возвратить Христа на престол, провозгласить Его Царем и Господом всего нашего существа, всей нашей жизни, так чтобы Он мог безраздельно царствовать в нас и во всей нашей воле, направлять и одухотворять светом любви и правды все наши практические отношения — к людям, к материи, ко всей твари, ко всему миру.
Необходимость обращения диктуется нашими внутренними стремлениями и жизненными потребностями. Его требует и наш разум. К нему зовет простая логика. «Бог существует», «Христос жив» — такие «суждения о существовании» логика называет суждениями экзистенциальными, и она, наука о человеческом мышлении, утверждает, что убедиться в истинности подобных суждений можно только опытом. В данном случае таким опытом является обращение. Чтобы прийти ко Христу, надо хотеть иметь Его. Чтобы хотеть иметь Его, надо верить в Него. Чтобы иметь эту веру, надо убедиться, что Он достоин доверия. К этому приводит знакомство с Его Личностью, Его учением и делами. С этого и надо начать, обратившись к Евангелию, которое повествует о Нем, раскрывая перед нами обаяние, благоуханную красоту Его характера. Повторяю, сущность христианства является же и сущностью иудейства. Найдя ее, мы найдем ключ к разрешению еврейского вопроса, а равно и всечеловеческой проблемы о жизни, достойной человека.
В колонии Айн-Харод, в Галилее, я видел в коммунальной столовой на стене картину, изображающую пророка Иезекииля: старец размышляет над полем, усеянным костями. Нарисовал ее один из членов колонии, желая изобразить духовное состояние еврейского народа в наши дни. Он взял для этого сюжет, изложенный в 37-й главе книги упомянутого пророка. Там сказано, что кости — это дом Израилев. Повинуясь высшему зову, эти кости начинают сближаться, покрываться плотью и кожею, напоминая тот процесс восстановления Израиля, который в известной степени осуществляется сионистским движением, поскольку оно воистину является движением на Сион. «Духа еще нет в них», в этих костях; но как раз в обретении Духа, в обновлении свыше и состоит ближайший шаг для восхождения на Сион, на высоты Духа. Без этого возрождения и Израиль, и все человечество заходит в тупик и терпит безысходную трагедию. Эта трагедия — Израиль без Мессии, сионизм без Сиона, христианство без Христа, человек без своей сущности. Без нее он может только прозябать, гибнуть сам и губить другого. Ибо Мессия — это Тот, через Которого «все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Только через Него мы приходим к Богу, как Он Сам сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Прийти же к Богу значит прийти к сущности бытия, возвратиться к Тому, Кто говорит о Себе: «Я — Сущий», приобщиться к истинному бытию, к «вечному источнику мудрости, красоты и творческой силы».
Израиль,1941 год.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Какова сущность христианства?

News image

Чтобы понять сущность христианство надо задать первоначальный вопрос «что такое христианская религия?» или более рудиментарный вопрос «что такое религия?». Сутью ре...

Апостол и евангелист Матфей

News image

Во времена Христа Иудея была римской провинцией. Как и все завоеванные области, она была обложена податью в пользу Рима. Для сб...

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ ПО ПЛОТИ

News image

Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сы...

Святой апостол и евангелист Марк

News image

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Апрель 25, Сентябрь 27, Октябрь 30 Святой апостол и евангелист Марк, на...

Христианство

News image

Христианство - самая многочисленная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М..1998, с...

Таинство помазания освященным миром

News image

Однако от простого елеопомазания необходимо отличать таинство помазания освященным миром. Это есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, ко...

Экуменическое движение

News image

Возникшее еще в начале нынешнего века среди ряда протестантских организаций движение за всемирное (экуменическое) объединение христианских церквей привело в конце ко...

К истории протестантизма в России. Дело голландца Иоанн

News image

1.      Челобитная Пангоина о крещении его в православную веру, 1680 года 7 августа. Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичу, всеа Ве...

Мартин Лютер

News image

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459—1530) — бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Та...

Московские квакеры выступили с заявлением в связи с обо

News image

Пресс-служба Московского религиозного общества Друзей (квакеров) распространила сегодня заявление, в котором выражается обеспокоенность обострением российско-грузинских отношений. В документе говорится: В по...

Вестминстерская ассамблея

News image

Вестминстерская ассамблея Вестминстерская ассамблея богословов (англ. Westminster Assembly of Divines) — собрание английских теологов и церковнослужителей, созванное в 1643 г. Долгим парламентом дл...

Реформация, ранний протестантизм

News image

В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два главных сановника города. Они обвинялись… в участии в та...