Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Пятидесятничество - Краткая история возникновения и развития движения христиан веры евангельской (ХВЕ, ХЕВ) пятидесятников в России и Российского объединенного союза ХВЕ пятидесятников

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Краткая история возникновения и развития движения христиан веры евангельской (ХВЕ, ХЕВ) пятидесятников в России и Российского объединенного союза ХВЕ пятидесятников
Направления - Пятидесятничество

краткая история возникновения и развития движения христиан веры евангельской (хве, хев) пятидесятников в россии и российского объединенного союза хве пятидесятников

Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан веры евангельской пятидесятников появились на территории России в начале XX века. Хотя на основании данных «Всемирной христианской истории» описаны случаи существования в середине XIX века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в Сибири со всеми характерными признаками учения пятидесятников1. В основном это были ссыльные «сектанты» из Центральной России. Это было результатом жесткой государственной политики непрерывного преследования всех «неправославных». Вдохновителем этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с К.Л.Победоносцевым2. Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой Войны первые миссионеры-пятидесятники А.М.Иванов и Н.И.Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге (1913г.), положив начало движению пятидесятницы на Севере России3. Практически одновременно началось движение пятидесятников на Западе России миссионерами П.А.Ильчуком и Т.С.Нагорным . В результате миссионерской деятельности стали возникать общины в Московской, Новгородской и Вятской губерниях. Однако, более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный И.Е.Воронаевым, принявшим веру в США и вернувшимся в начале 20-х годов в Одессу. Им был создан в начале Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву5’6. Уже к 1927 году Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан. В 1928 году отношение Советского Правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХЕВ журнал «Евангелист», издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости «покорно нести крест терпения, воздержания и унижения». В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации и его официальная деятельность была запрещена. В 1930 году епископ И.Е.Воропаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть.

В 1945 году часть общий ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством епископов И.П.Панько, Д.И.Пономарчука и А.И.Бидаша) под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ), но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает А.Солженицин в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». За период 1945—1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников. Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место были поставлены малообразованные, а порой и откровенно ущербные люди. После появления «инструктивного письма» старшим пресвитерам, многие пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации «религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.». Инструкция сформулировала требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к «сектантам-пятидесятникам», объявив это религиозное направление реакционным, практикующим изуверский культ .

Именно на конец 50-х начало 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание люден вбивалось нетерпимое отношение к «сектантам-изуверам». Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о пятидесятниках («Тучи над Борском», «Чудотворец из Бирюлево», «Это тревожит всех», «Апостолы без масок»). В многочисленных газетных публикациях и отдельных печатных изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность верующих пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.И.Бидаш. И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.).

Только после 1968 года органами государственной власти «избирательно» стала допускаться независимая регистрация общин евангельских христиан пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственно религиозной деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации. Так образом в стране, не без участия органов власти, движение пятидесятников было разделено на два противоположенных лагеря, т. е. регистрированных и нерегистрированных пятидесятников. Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14.03.96г. за № 378, которым был «осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Все ранее осужденные пятидесятники были реабилитированы. Но все-таки, не смотря на это, более 25 тысяч пятидесятников в период 89—95 годов эмигрировали на Запад (США, Канада, Германия).

Даже не смотря на отмену известной запретительной инструкции 1961 года, государство до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать свою деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд пятидесятников, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников, в том числе и нерегистрированного Союза. Однако, официальному представителю нерегистрированных пятидесятников России И.П.Федотову было официально отказано в разрешении на выезд.

Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников находилось в положении «нерегистрированных» до начала 90-х годов. И только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» «нерегистрированных» общины пятидесятников, веря в демократические перемены общества и изменения в отношениях государства к церкви, стали легализировать свою деятельность. Первые четырнадцать нерегистрированных общин пятидесятников г.Москвы (под руководством епископов С.Г.Костюк, Е.П.Гула, С.В.Ряховский и др.) в 1991 году создали Межрегиональную христианскую ассоциацию «Ковчег», зарегистрировав ее в Министерстве юстиции РФ. Аналогичные процессы регистрации проходили во многих регионах Российской Федерации. Эти ассоциации, общины, миссии и поместные церкви в 1995 году объединились и стали учредителями Российского Союза Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия».

В 1997 году Российский Союз Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия», после вхождения в него родственных церквей, ассоциаций и объединений, был переименован в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Святитель Николай Чудотворец

News image

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Особо он почитается в России как скорый помошник в са...

Апостол и евангелист Матфей

News image

Во времена Христа Иудея была римской провинцией. Как и все завоеванные области, она была обложена податью в пользу Рима. Для сб...

Таинство Евхаристии (Святого Причащения)

News image

Со дня Пятидесятницы апостолы и по их примеру все христиане стали собираться для совершения Евхаристии в «день Господень», то есть в ...

Св. Григорий Великий

News image

Одним из величайших Пап, память которых чтит Церковь, был Григорий I, прозванный Великим, а также Двоесловом. Он родился в Риме около 45...

Таинство Причащения

News image

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6:53. Ядущий Мо...

Таинство Покаяния

News image

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Са...

Пенсильвания и квакеры

News image

Квакеры появились в Бостоне в 1656 году, но вскоре обнаружили, что пуритане Новой Англии им не рады из-за их идеи о ...

История

News image

История меннонитства до XIX в. — это история постоянной борьбы, внешней — с католиками и протестантами, внутренней — между партиями, об...

АНАБАПТИЗМ

News image

Анабаптизм это религиозное движение, распространившееся в Западной Европе в 1520–1550 годах. По религиозным идеям оно не было однородным и не им...

Англиканская церковь. Признание первенства

News image

Англикане должны признавать первенство Римского епископа в том случае, если Папа делегирует значительную часть своей власти епископам и церк...

Англиканcкая Епископальная Церковь

News image

Англиканская Епископальная Церковь была образована в 1536 году королем Генрихом VIII. Монарх, давно стремившийся положить конец зависимости страны от Римских Па...

Джон Уэсли

News image

Джон Уэ сли (англ. John Wesley, 17 июня 1703 Epworth — 2 марта 1791 Лондон) — английский протестантский проповедник. Основатель це...