Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Баптизм - Возникновение евангельско-баптистского движения, как особого религиозного направления

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Возникновение евангельско-баптистского движения, как особого религиозного направления
Направления - Баптизм

возникновение евангельско-баптистского движения, как особого религиозного направления

Вопрос начала баптизма как отдельного религиозного течения является достачно спорным и дискуссионным. До семнадцатого века мы не имеем надежных источников о существовании баптистов. Было много различных религиозных групп, однако они не были баптистами в нашем понимании.

Некоторые утверждают, что баптистская церковь берет свое начало от первохристианства, зачисляя в баптисты различные группы, находившиеся в оппозиции к официальной церкви /на востоке православной, на западе - католической/. Однако это мнение является слабым с научной точки зрения, потому что хотя мы и можем найти нечто подобное между этими группами и баптистами, в то же время между ними есть и достаточно серьезные различия, не говоря уже о различиях между самими этими группами.

Необходимо признать, что до конца XVI века мы можем вести речь лишь о предшественниках баптизма, а не о баптизме в современном понимании религиозного феномена с присущими ему специфическими чертами и характерными взглядами, хотя вера и принципы баптизма действительно органично вытекают из учения Иисуса Христа и Его апостолов, то есть имеют преемственность с самыми ранними формами христианства.

Евангельско-баптистское движение - одно из направлений радикальной Реформации или протестантизма. Как известно, Реформация, в узком значении обозначающая движение за религиозные реформы в Европе XVI века, в обычном использовании понимается как попытка организации новых, альтернативных церквей, более точно отображающих раннехристианский или библейский идеал. При этом она существовала в двух основных формах:

2.1. Магистерская Реформация, то есть реформа церковной жизни, которая проводилась городским магистратом через светскую или княжескую власть и совместно с нею и заканчивалась образованием национальной церкви. К этой форме относят Лютеранство в Германии и Скандинавии, Реформаторскую церковь /Кальвинизм/ в Швейцарии, протестантизм в других государствах Европы и Нового Света, например, Англиканская церковь.

2.2. Радикальная Реформация, или, как ее иногда называют, “левая” реформация, то есть реформы церковной жизни, которые проводились независимо от согласия светской власти и ее помощи. Это в первую очередь анабаптизм в его различных проявлениях, а также баптизм, пиетизм и другие подобные религиозные движения. Именно они возродили полностью забытую форму церковной общности - свободную церковь.

Ключевым вопросом, разделяющим их с другими протестантами, были не догматические взгляды /догматически многие группы радикальной и магистерской реформации были очень близки/, а это их отношение к государству. Кто и как будет осуществлять реформы? Кто является ответственным за них? На эти вопросы магистерские реформаторы разных стран и времен отвечали:“Реформы должна проводить государственная власть, только тогда они будут иметь успех”. Радикальные рефоматоры отвечали:“Реформы должны начинаться с отдельных людей и никогда они не могут осуществляться государством”.

Радикальная Реформация, в свою очередь, разделяется на три группы:

мистики или спиритуалисты, которые руководствовались внутренним озарением, непосредственным духовным откровением и считали его высшей истиной и критерием жизни.

Противоположнам им группа - рационалисты, которые в качестве высшего критерия истины и руководства принимали истину Священного Писания, объясненную человеческим умом, то есть только то, что можно понять и объяснить логически и разумно.

Наиболее многочисленная и сильная группа радикалов занимала среднее положение. Это - центристы, считавшие высшим критерием истины Священное Писание, но настаивавшие на необходимости личного откровения, объясняющего Писание и согласующегося с библейским текстом.

К мистикам относились люди, следовавшие за своим лидером, которого посещали видения и пророчества. Как правило, эти группы были немногочисленными и исторически нестабильными: со смертью лидера они теряли свою основу и исчезали. Часть из них старалась оставаться в русле Писания, но другие вовсе не думали об этом.

Среди самых ранних мистиков-радикалов Реформации необходимо назвать Томаса Мюнцера /приблизительно 1493 - 1525/ и пророков из Цвиккау. Другим известным радикалом был Каспар Швенкфельд /1490 - 1561/ из Оссига в Силезии. Но наиболее печальную известность принесла радикальной Реформации мюнстерская трагедия. Ее главными участниками стали анабаптисты-хилиасты, то есть группа мистически настроенных перекрещенцев, которые пытались установить Царство Божие на земле.

Движение анабаптистов-хилиастов началось с Мельхиора Гофмана /1493-1543/, позже его лидером стал Ян Маттис /умер в 1534г./. Он пророчествовал, что Второе Пришествие Христа состоится в Мюнстере, который станет Новым Иерусалимом. В отличии от своего учителя Гофмана, считавшего, что надо просто ожидать Пришествия, Маттис призывал подготовить место для этого события силою оружия. Он и его сторонники захватили Мюнстер и силой заставили всех жителей принять второе крещение. Вскоре руководство восстанием взял на себя пекарь из Лейдена Иоганн Богкольд /Иоганн Лейденский/, еще более крайний экстремист. Его изуверское царствование закончилось 24 июня 1535 года взятием города ландскнехтами.

Анабаптистское движение, которок вначале имело большое количество сторонников и пользовалось уважением народа, было опозорено и скомпрометировано мюнстерской трагедией. С этого времени начались преследования анабаптистов как со стороны католиков, так и со стороны протестантов.

Среди поздний представителей мистического радикализма можно назвать сведенборгиан и квакеров, а на Украине - христоверов, прыгунов, шалапутов, хлыстов.

Противоположность мистикам - радикальные рационалисты. К ним относятся, как правило, интеллектуалы с широким кругозором, которые собирали вокруг себя сторонников, чаще всего также из интеллигенции. Часто темой их рассуждений был догмат о Троице. При этом они делали многочисленные попытки с помощью разума и логики очистить искривления, проникавшие в учение и жизнь христианства. Результатом такого подхода часто было появление еретически мыслящих групп. В XVI веке наиболее известными деятелями этого направления были Фаусто Соццини и Михаил Сервет. Социниане были распространены и в Украине.

Наиболее стабильной и влиятельной группой в радикальной Реформации оказались центристы. Они старались совмещать личное и библейское откровение, проверяя все авторитетом Священного Писания. Именно эта группа, которая преследовалась как католиками, так и протестантами, оказала решающее влияние на цивилизованное общество в понимании религиозной свободы и отделения церкви от государства. Без исторического служения этой группы христиан такие очевидные ценности современного общества, как свобода совести и невмешательство государства в церковную и духовную жизнь, были бы невозможны. К этой группе можно отнести библейских анабаптистов, меннонитов и баптистов.

Анабаптистское движение началось в Швейцарии в начале XVI века, быстро распространилось в Германии и нашло особенно прочную опору в Голландии. Некоторые несознательно, а другие целиком осознанно смешивают анабаптистов-хилиастов с библейскими анабаптистами. И первые, и вторые настаивали на необходимости водного крещения в сознательном возрасте, но почти во всех практических вопросах они едва ли не диаметрально расходились.

Библейские анабаптисты были пацифистами, отрицающими всякое насилие и проповедующими непротивление злу насилием, а хилиасты были повстанцами, утверждающими Царство Божие силою меча; библейские анабаптисты служили образцом чистой и святой жизни и общинной взаимопомощи, а хилиасты оправдывали откровениями разврат и аморальность, а грабеж чужой собственности называли равенством.

Этот перечень можно было бы продолжить. Остается лишь удивляться, как можно смешивать два таких разных исторических явления, но очевидно, что многим была выгодна такая путаница, способная опозорить новое движение.

Понятие “анабаптисты” ввел Ульрих Цвингли, когда Конрад Гребель /1498-1526/ начал укорять его за боязнь следовать путем библейских реформ до конца. Именно Гребеля, родившегося в богатой цюрихской семье и обращенного ко Христу в 1522 году Цвингли, можно считать родоначальником анабаптистов.

Исследуя Библию, Гребель, Феликс Манц и их друзья пришли к пониманию, что крещение детей не имеет библейских оснований. Цвингли и совет Цюриха не согласились с таким пониманием, хотя в своих ранних работах Цвингли и сам пришел к таким же самым выводам.

18 января 1525 года цюрихский городской совет постановил всех твердо придерживающихся нежелания крестить детей изгонять из города или наказывать. Вечером 21 января на молитвенном собрании в доме Феликса Манца один из присутствующих, Георг /Кахакоб/ Блаурок, упросил Конрада Гребеля окрестить его, а потом он крестил других присутствующих и самого Гребеля.

Таким образом, 21 января 1525 года было совершено первое анабаптистское крещение. Членов этой группы стали называть “анабаптистами”, то есть “перекрещенцами”, хотя сами они называли себя “братья”.

Анабаптистов из-за их требования свободы совести и непризнания военной силы, а следовательно и государства, постоянно преследовали и уничтожали. В чистом виде они практически перестали существовать, если не считать близких к ним амишей из Пенсильвании. Но анабаптизм дал жизнь многим современным свободным церквям, среди которых в первую очередь следует назвать прямых последователей анабаптистов - меннонитов, называемых так согласно имени имени их руководителя Менно Симонса /1496-1561/, бывшего католического священника из Германии.

Меннониты сохранили свою традицию и взгляды до настоящего времени и составляют довольно распространенную в Северной и Южной Америке и отчасти в Германии группу христиан изветсную своей социальной деятельностью и пацифизмом.

На Украине в XIX веке были достаточно распространены группы немецких меннонитов, но за годы советской власти часть из них выехала за рубеж, часть погибла в сталинских концлагерях или была переселена в Казахстан и в другие безлюдные районы страны, а остальные практически слились с украинскими баптистами.

Религиозное движение, известное как баптизм, является, очевидно, самым крупным и влиятельным среди свободных церквей в настоящее время. Согласно с данными Всемирного Союза Баптистов, объединяющего не менее половины всех баптистов земного шара, в 1998 году в его состав входило 37334191 человек.

В 1999 году лидера этого Союза часто называли цифру - более 40 миллионов. Считая всех свободных и независимых баптистов, а также группы евангельских христиан, имеющих такую же самую догматику, но организационно не входящих в этот Союз и не называющих себя баптистами, число активных верующих, исповедующих евангельско-баптистские взгляды, на 1999 год составляло 80-90 миллионов человек.

Само название “баптизм”, “баптисты” происходит от нескольких греческих однокоренных слов /Baptizw; Baptisma; BaptisthV; BaptoV; Baptw/, передающих идею погружения. То есть это название, в общем понимании, объединяет тех, кто исповедует крещение во взрослом возрасте посредством полного погружения крещаемого.

Это название подчеркивает их отличие от других протестантских групп и указывает, что они, как и анабаптисты, настаивают на совершении водного крещения во взрослом возрасте. Однако баптизм возник независимо от анабаптизма, хотя и испытал влияние последнего. От анабаптизма баптизм отличает и отношение к государственной власти и другие практические вопросы. Исторически баптисты происходят от сепаратистских пуритан Англии.

Служитель Англиканской церкви Джон Смит /1570-1612/ принял пуританские конгрегационалистские взгляды и в 1606 году стал пастором общины в Гейнсборо. В этом же году его друзья и единомышленники начали собираться в доме Вильяма Брюстера в Скруби.

Руководителем этой новой общины стал также бывший служитель Англиканской церкви Джон Робинсон /1575-1625/. Членом этой общины в то время стал и Вильям Бредфорд /1590-1657/, в будущем - губернатор колонии Плимут в Америке, а сама община стала позже известной как Церковь Пилигримов.

Начавшиеся преследования пуритан заставили общину в Гейнсборо, возглавляемую Смитом, переселиться приблизительно в 1608 году в Амстердам. Приблизительно через год в Голландию переезжает и община из Скруби под руководством Робинсона. Они поселились в Лейдене.

В Амстердаме Смит повстречался с меннонитами и начал под их влиянием изучать Новый Завет, принимая участие в богословских диспутах. В результате этого он пришел к выводу, что крещение по вере после покаяния - необходимое апостольское условие вхождения в общину /конгрегацию/.

В 1608 или в начале 1609 года он крестил сам себя, а затем крестил других членов своей общины /около 40 человек/. Так стала формироваться первая баптистская церковь, а 1609 год стал считаться датой появления современного баптизма.

Вскоре /около 1612 года/ в общине произошел раскол, часть братьев перешла к меннонитам, а часть под руководством Томаса Хелвиса /приблизительно 1550 - 1616/ и Джона Мертона решила, несмотря на гонения, возвратиться в Англию, чтобы проповедовать свою веру. Сам Смит умер от туберкулеза или чахотки в 1612 году и был похоронен в Амстердаме.

Группа под руководством Хелвиса в количестве приблизительно 10 человек возвратилась в Англию и начала собираться в Спитальфильде. Именно она положила начало так называемым “общим баптистам”, то есть баптистам, придерживающимся арминианских взглядов и считающих, что Христос умер за всех людей, а не только за избранных.

Это возвращение является очень интересным фактом, ибо если переселение группы Смита в Голландию можно легко объяснить с человеческой точки зрения, то возвращение верующих в свою страну через несколько лет, на протяжении которых ничего не изменилось в отношении к религиозным инакомыслящим, не подлежит такому объяснению. Его можно объяснить лишь желанием нести своему народу истину, которую познали эти верующие, нести ее несмотря на жестокие преследования со стороны государственной и церковной власти.

В то же время, независимо от Смита и его группы, началась другая ветвь баптистского движения. Она произошла от общины Робинсона из Скруби, которая находилась в Лейдене. Один из ее видных членов Генри Джейкоб /1563-1624/ вернулся в Лондон и вместе с другими ведущими пуританскими авторами основал индепендентское конгрегационалистское движение.

Это движение, в отличии от сепаратистского, считало возможным, не оставляя официального англиканства, перейти на конгрегационалистское /общинное/ устройство. Однако в 1633 году небольшая часть членов церкви Джейкоба пришла к выводу, что сознательное крещение верующего является нормой Нового Завета.

Они признавали крещение только посредством полного погружения и придерживались богословия Кальвина. Поэтому их стали называть партикулярными /частными/ баптистами, так как они верили в ограниченное искупление, предназначенное только для отдельных избранных Богом людей.

Эта группа, возглавляемая вначале Джоном Спилсбери, оказалась намного мощнее общих баптистов и с 1638 года оказывала решающее влияние на развитие баптизма в Англии. В этой же группе находились и основатели американского баптизма. Так возник баптизм в своих двух основных формах.

В 1650 году в Англии насчитывалось уже 47 баптистских церквей. Следует помнить, что проповедь Евангелия и баптистского учения в Англии осуществлялась на фоне постоянных жестоких гонений со стороны государственной и церковной власти, множество верующих прошло через тюремное заключение /одним из них был известный писатель Джон Буньян/.

Из-за преследований большое количество верующих переселилось в английские колонии в Северной Америке. Хотя и там они испытывали преследования, но все же преследования в колониях были меньше, чем в метрополии. Именно эти преследования поясняют, почему верующие с таким энтузиазмом встретили борьбу колоний за независимость, которая закончилась провозглашением в 1776 году Соединенных Штатов Америки. Это провозглашение одним из своих последствий имело религиозную свободу для баптистов. Поэтому именно баптистам Соединенных Штатов было суждено сыграть значительную роль в развитии мирового баптизма, в том числе и европейского.

Развитие баптизма в Европе проходило независимо от английского баптизма. В этом еще раз проявилось известное различие между континентальной Европой и Англией. Баптистское пробуждение в Европе началось лишь через 230 лет после возникновения баптизма и связано с именем Иоганна Герхарда Онкена.

Иоганн Герхард Онкен /1800-1884/ родился в Германии в лютеранской семье. В юности он побывал в Англии, где на него оказали влияние английские реформаты. В 1823 году он поселяется в Гамбурге, уже будучи членом английской реформатской церкви. Тогда же он начинает проповедовать. Изучение Библии привело его к выводу об истинности вероучения баптистов, поэтому он обратился к английским баптистам с просьбой преподать ему крещение. Но по неизвестным причинам ему было отказано в этом.

В 1834 году Онкен принимает крещение в Гамбурге от американского профессора-баптиста, а начиная со следующего года, работает в качестве агента /миссионера/ Трехлетней Конвенции /американской миссионерской организации, созданной в 1814 году для проведения в первую очередь зарубежной миссии. Высшим ее руководящим органом была Конвенция /общее собрание всех миссионеров/, которая собиралась раз в три года - отсюда и ее название/.

Через некоторое время Онкеном в Гамбурге создается баптистская церковь. Его девизом было: “Каждый баптист - миссионер”. Проповедь Онкена и его последователей вызвала преследования со стороны государственной власти. Но в 1842 году в гамбурге произошел пожар, практически уничтоживший город. Будучи сами погорельцами, гамбургские баптисты своим великодушием и помощью другим заслужили одобрение со стороны жителей города и властей.

С этого времени преследования баптистов в Германии прекращаются. Для восстановления Гамбурга съехались столяра со всей Европы. Во время работ по восстановлению города Онкен начал евангелизацию среди приезжих и жителей города. Это привело к тому, что столяра ехали домой, уже будучи верующими-баптистами. С этого времени начинается возникновение баптистских общин по всей Европе.

В 1849 году Онкен основал Союз Немецких баптистов, развернувший широкомасштабную миссионерскую работу по всему свету. Сам “отец-основатель континентального баптизма” принимал в ней активное участие, осуществив в 1853-1854 годах поездки в Америку и в 1864 и 1869 годах в Россию. Он стал автором известного “Гамбургского исповедания”, которое легло в основу многих вероучений, распространенных позднее в Украине. Также он является основателем первой в Европе баптистской семинарии в Гамбурге, в которой прошли подготовку некоторые русские и украинские братья-баптисты.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Св. Бернард, авва и учитель Церкви, Память

News image

Август 20, 2009 — cc74 Святой Бернард Также известен как Сладкозвучный Учитель Церкви; Последний из Отцов Святой Церкви Биография Французский аристократ. В возрасте 22 ле...

Смысл Таинства Покаяния

News image

Таинство Покаяния — это благодатное священнодействие, в котором после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов милостью Божиею через по...

Таинство венчания

News image

Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их су...

Сущность Христианства

News image

О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее...

Таинство Крещения

News image

Крещение вводит человека в ограду церковную, созидает его членом Церкви, а значит, Церковь молится о нем. При крещении младенцу придается Ан...

В чем сущность христианства

News image

Христианство целиком вписывается в одно слово — Христос. Но что это значит? Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Эт...

Саймон Грей. Несколько мыслей по поводу членства в Обще

News image

На Годовой Встрече мы рассмотрели наше приветствие к тем людям, кто подал нашему собранию просьбу о вступлении в Общество Друзей, кт...

Кальвинизм. Учение о спасении

News image

Основной принцип кальвинистской сотериологии заключается в следующем только Бог спасает грешников. Другими словами, дело спасения зависит только от Него. Для не...

Протестантизм в Англии

News image

Поводом к реформационным действиям в Англии стал конфликт короля Генриха VIII с папой римским Климентом VII. Не имея наследника мужского по...

Англиканское вероисповедание

News image

Англиканское вероисповедание представляет собой смесь латинства, лютеранства и кальвинизма. Еще за несколько веков до реформации началась в Англии и постепенно развивалась оп...

Джон Виклиф

News image

Джон Виклиф (ок. 1328–1384) Большую часть свой жизни Виклиф учился и преподавал в Оксфорде. До 1378 года он хотел преобразовать Римскую Це...

Православие

News image

Православие, одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Бл...