Святые христианства:

Святой Алексий

News image

30-го марта (17-го по старому стилю) Церковь празднует память святого Алексия, человека Божия. Дивный этот святой и ...

Азбука христианства:

Азбука православного христианина

Храм начинается с молитвы. Богу угодна не всякая молитва, но произносимая с верой, пониманием и в правильном состоянии духа. Поэтому пе...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой Символ Веры . Эту молитву об...

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мi...

Авторизация



Партнеры

Главная - Античное христианство - Христианство и Империя в III веке н.э

Христианское богословие

News image

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до...

Христианство

News image

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св...



Христианство и Империя в III веке н.э
Литература - Античное христианство

I . Великие гонения . Третий век стал своего рода переломом в исто­рии христианства и истории Империи, которые все больше и больше перепле­таются между собой. Империя переживает тяжелый политический кризис, ко­торый едва не привел к ее краху. Наоборот, Церковь продолжала усиливать­ся. На ее сторону перешла многие представители интеллигенции, и III век стал веком Тертуллиана, Оригена и Киприана. Отношения Церкви и Империи стали более сложными. Правящие круги огромной Империи, озабоченные сохранением ее единства, вырабатывали политику по отношению к Церкви. Одни пытались превратить ее в союзника, другие сознательно игно­рировали, третьи пытались уничтожить. Этим и объясняются колебания поли­тики от периодов толерантности и даже покровительства до жесточайших гонений. Последним гонением было великое гонение Диоклетиана, ставшее началом неожиданного поворота.

После убийства Коммода началась гражданская война. Победителем стал Септимий Север /I97-2II гг./, основавший новую династию. Политика Севера была направлена на реставрацию Империи. Он усилил императорскую власть и расширил бюрократический аппарат. Основное внимание Север обратил на армию, усиливая ее общественную роль и повышая материальное довольство солдат. Септимий Север сумел остановить развитие кризиса, однако это происходило за счет подавления самостоятельности городов, провинций и других сообществ, составлявших огромную Империю. Хотя формально Север поддерживал олимпийскую религию, именно при нем происходит усиление позиций восточных культов, особенно - сирийских и африканских.

Политика Севера продолжалась при его сыне Каракалле /2II-2I7 гг./. В 217 г. Каракалла был убит в результате заговора, а императором стал его префект претория Опеллий Макрин. Впрочем, гражданская война вскоре вер­нула к власти боковую ветвь династии. Новый правитель, Гелиогабал /218-222 гг./, распущенный юноша, увлекавшийся восточными культами, также стал жертвой переворота. Его двоюродный брат, Александр Север /222-235 гг./ пытался, хотя и безуспешно, реставрировать антониовскую систему и отказаться от жесткого авторитарного курса Северов.

В 30-40-е гг. III века внутренний кризис усиливается за счет ухудше­ния внешнеполитического положения. Германские племена, противостоящие Риму на Рейне и Дунае, стали объединяться в мощные племенные союзы: в северной и центральной Германии образовался союз франков, в южной Герма­нии появились союзы алеманнов,

вандалов и ютунгов. К северу от Дуная возник сильный союз готов, объ­единивший германские и другие припонтийские племена. На востоке про­изошло большое восстание, слабая уже не раз разгромленная Парфия рухнула, на ее месте появилась мощная Персидская держава Сасанидов.

События III века вызвали перемены в духовной жизни Империи. Начался кризис античной культуры, Страх, депрессия и подавленность общества выразились в упадке рационализма и росте мистики и религиозности. Рас­тет интерес к магии и экзотическим учениям типа индусского брахманиз­ма, учения персидских магов или вавилонских и египетских жрецов. Час­то эти учения были лишь плодом фантазии самих людей III века.

Христианство было все более востребованным. Вера в Христа давала выход из духовного тупика, а организационные возможности Церкви дава­ли возможности обьединения. Христианское отрицание этого мира теперь разделяли все более широкие слои населения. III век стал временем продвижения восточных провинциальных элит и распространения восточных религий С культов Солнца, Изиды, Митра). Число христиан пополнялось за счет практически всех слоев общества и, вероятно, уже исчислялось миллионами. Усилился приток богатых и образованных людей. Церковь ста­ла богатой. Епископ стал теперь полновластным хозяином общины.

Отношения между Церковью и государством были достаточно сложными. Хотя репрессивная политика продолжалась, в обществе все больше и бо­льше росло убеждение о возможности компромисса. Коммод был первым императором, прекратившим репрессии, однако Септимий Север возобновил политику гонений. Основные репрессии приходятся на 203~2П гг. и за­трагивают Африку, Галлию и Египет. Вероятно, это было первое гонение, прошедшее по всей Империи. Основной материал дает нам Тертуллиан, од­ин из отцов церкви , происходивший из Африки« Каракалла продолжил террор, но при Элагабале и Александре Севере гонения прекратились. Александр Север включил Христа в свой домашний Пантеон наравне с гре­ческими и римскими богами и Моисеем, а его мать, Шия Маммея общалась с христианскими мыслителями и писателями, в числе которых были Ориген и Ипполит. Христиане стали появляться при дворе и на администра­тивной службе.

Атмосферу III зека н.э., особенно - его первой половины, показывают три выдающихся христианских писателя, Тертуллиан, Ориген и Киприан. Кв. Септимии Флоренс Тертуллиан /160-220 гг./, уроженец Северной Африки и автор 31 сочинения с характерными названиями Апологетика , Против Маркиона , Опровержение еретиков и т.д. был современником внезапного и быстрого взлета христианства в Африке в 180-200 гг., а затем и гонен­ий Септимия Севера и Каракаллы. Он продолжал традицию апологетов, дока­зывая, что христиане суть лояльны подданные Империи, Они уже ничем не отличаются от других жителей державы. Тертуллиан разрешает верующим за­ниматься торговлей и ростовщичеством и даже не отрицает рабстве. Вместе с тем, в его сочинениях заметны разочарование и раздражение политикой Империи. Писатель отходит от юстиновской идеи сближения веры и знаний и античной философии и библейского предания, несомненно, ставя веру выше разума и Библию выше древних писателей. Христиане готовы платить налоги, но просят /и даже требуют/ невмешательства в дела Церкви.

Ориген /185-253 гг./ происходил из христианской семьи и жил и работал в Александрии. По преданию, он написал около 1000 книг /вероятна, в ан­тичном понимании/. Основная дейтельность Оригена приходится на 20-40 гг. III века, время толерантности. Ориген был Очень популярен, и интерес к нему проявляли даже придворные круги, включая императрицу Юлию Маммею. В отличие ©т Тертуллиана, Ориген очень терпим и ценит античную традицию. Он настаивает на интеллектуальном поиске и свободе мнения. Тертуллиан требует и поучает, Ориген старается доказать. Конец жизни Оригена был тяжелым, он попал в тюрьму при Деции, вышел оттуда больным человеком и вскоре умер.

Эпоха гонений 50-60-х гг. приходится на время деятельности третьего писателя, Киприана /200-258 гг./. Если Тертуллиан - догматик, Ориген-мыслитель, а Тертуллиан - яркий тип политика. Его главная задача - выж­ить и сохранить Церковь как организации. Вырабатывается и канон поведения: христиане должны выживать за счет отречения, но за счет укрыватель­ства, надо дать возможность отрекшимся вернуться в лоно Церкви. Киприан не сторонник мученичества, которое часто лишь озлобляют власти. Впрочем, сам епископ на компромисс не пошел ж предпочел смерть.

Следующее 50-летие стало временем обвального кризиса. Положение Церкви сильно изменилось и уже было тесно связано с политикой Империи. Грань между христианами и нехристианами стиралась все больше и больше. Стороны были готовы к диалогу, что и объясняет периоды толерантности. Впрочем, попытки решить вопрос силой по-прежнему предпринимались.

Политика последних Северов продолжалась и в 40-е гг. III века. Но­вые императоры, Гордиан III (238-241) гг.)и Филипп Араб (245-249 гг.), вообще  прекратили репрессии, а Филипп, возможно, сам был христианином.. Наконец, общество шло к религиозной унификации, а единой Империи все больше требовалась единая религия. Пути были разные: некоторые силы хотели сохранить старые олимпийские культы, другие, как Гелиогабал или позже Аврелиан, искали новые религиозные идеи, обычно приходя к мысли о восточных богах или солярных культах. Третьи, как Александр Север или Галлиен, пытались объединить все разнообразные культы Импер­ии в единое целое.

В 250 г. новый император Деций после достаточно длительного пере­рыва возобновил генения. Всему населению Империи было предписано пред стать перед властями, заявить о своей религиозной принадлежности, при* нести жертвы и совершить возлияния. Выполнивший получал специальный сертификат. Отказавшихся бросали в тюрьмы, имущество конфисковывалось.  Впрочем, христианам повезло, в 251 г. Деций погиб на войне с готами.

Правление Валериана (253-260 гг.) и его сына Галлиена (253-260гг) стало пиком кризиса. Готы обрушились на дунайские провинции, аламаны атаковали Италию, на востоке шла тяжелейшая война с персами. В 260 г. в плен к ним попал Валериан, взявший на себя оборону восточной части Империи, тогда как Галлиен достаточно успешно защищал западную. Импе­рия распалась: в Галлии возникла так называемая Галльская Империя, включавшая в себя Испанию и Британию, восточные провинции оказались под властью Одената, правителя вассальной Пальмиры, который возгла­вил оборону против Ирана. По всей Империи как грибы росли десятки мелких узурпаторов.

Галлиен возглавил оборону Империи. Он сумел отразить наступления варваров и создать сильную армию, способную обеспечить единство дер­жавы.

Время правления Валериана и Галлиена стало переломным в отношениях Империи и христианства. Валериан продолжал гонение, нанося главный удар по клиру, епископам и пресвитерам. Христиане стали запрещенным сообществом, они не могли устраивать собрания и пользоваться собствен­ными кладбищами, а также иметь места богослужения. В 258 г. Валериан ужесточил политику, борясь не столько против христиан, сколько против Церкви, Казни подлежали все епископы, священники и диаконы, не отрек­шиеся от Христа. Сенаторы и всадники-христиане теряли свой статус Одной из целей Валериана было воспользоваться богатствами Церкви.

В 260 г. Галлиен остался единственным императором. Также как и от­ец, он стремился удержать Империю от распада, но т пошел другим пу­тем. Галлиен пошел на религиозный мир и попытался создать новую ре­лигию Империи как синтез старых. В рамках императорского Пантеона со­существовали культ Солнца, древние греческие (Аполлон, Вулкан, Церера) и римские и италийские (Диана, Веста, Сегеция) боги. В контексте эт­ой политики находился и эдикт 260 г., прекративший гонения и вернув­ший христианам свободу богослужения, места культа и денежные средст­ва. Церковь получала право юридического лица и право владеть имуще­ством.

Значение эдикта Галлиена трудно переоценить. Это был первый офи­циальный акт, узаконивший существование христианства. Хотя в историо­графии ему уделялось небольшое внимание, его значение сопоставимо с реформами Константина. После 260 г. Церковь пережила 40-летний мирный период, во время которого шит ее положение существенно изменилось. Христиане становились чиновниками и придворными, а руководители Церк­ви заняли свое место в имперском руководстве.

Итогом кризиса III века стали огромные людские и материальные по­тери и натурализация экономики. Сложившийся во II веке общеимперский рынок перестал существовать. Начинается экономическая дезинтеграция и упадок городов. Рухнула денежная система, разрушенная натурализацией экономики и гиперинфляцией. Последняя приняла катастрофический характер: во II веке модий пшеницы стоил 0,5 денария, в II веке-100 денариев, а солдат эпохи Принципата получал столько же, сколько по­лучал в 1У веке высокопоставленный чиновник двора. Это было время культурного упадка, разрушения культурных ценностей и падения обра­зованности.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История Христианства

Апостол и евангелист Матфей

News image

Во времена Христа Иудея была римской провинцией. Как и все завоеванные области, она была обложена податью в пользу Рима. Для сб...

Иоанн Божий

News image

Родился в Монтеморо Нуово (епархия Эвора), Португалия, 8 марта 1495 г.; умер в Гранаде, Испания, 8 марта 1550; канонизирован Папой Ал...

В чем сущность христианства

News image

Христианство целиком вписывается в одно слово — Христос. Но что это значит? Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Эт...

Смысл Таинства Покаяния

News image

Таинство Покаяния — это благодатное священнодействие, в котором после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов милостью Божиею через по...

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ ПО ПЛОТИ

News image

Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сы...

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

News image

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до по...

Ватикан

News image

Ватика н, Госуда рство-го род Ватика н (лат. Status Civitatis Vaticanæ, итал. Stato della Città del Vaticano) — карликовое государство-анклав (с...

Роль архитектуры в православии

News image

Важная роль в православии отводится архитектуре. Храм мыслится как модель мироздания, «частичка неба на земле». Архитектура храма канонична. В нем ес...

Квакеры (Дети света, Друзья, Друзья в истине, Общество

News image

Последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии в 1649 г. Джорджем Фоксом. Термин Quakers - букв. трясущиеся -...

Методизм является ответвлением протестантской церкви в

News image

Методизм появился в семнадцатом веке при помощи отделения от английской церкви, и нуждался в методическом и последовательном следовании абсолютно всем ...

Секты атакуют

News image

Несмотря на разнообразную государственную поддержку «официальных» религий, в последние годы увеличивается интерес людей к различным сектам и нетрадиционным культам. Динамика численности ор...

Православие. На работе у Господа

News image

Это рассказ о православной семейной деревне Семейный очаг, вернее о его основателе - Олеге Петруке. Олег проживает в Приморском крае. Се...