Христианское богословиеКонкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью до... |
ХристианствоХристианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по св... |
Христианство и Империя в III веке н.э |
Литература - Античное христианство |
I . Великие гонения . Третий век стал своего рода переломом в истории христианства и истории Империи, которые все больше и больше переплетаются между собой. Империя переживает тяжелый политический кризис, который едва не привел к ее краху. Наоборот, Церковь продолжала усиливаться. На ее сторону перешла многие представители интеллигенции, и III век стал веком Тертуллиана, Оригена и Киприана. Отношения Церкви и Империи стали более сложными. Правящие круги огромной Империи, озабоченные сохранением ее единства, вырабатывали политику по отношению к Церкви. Одни пытались превратить ее в союзника, другие сознательно игнорировали, третьи пытались уничтожить. Этим и объясняются колебания политики от периодов толерантности и даже покровительства до жесточайших гонений. Последним гонением было великое гонение Диоклетиана, ставшее началом неожиданного поворота. После убийства Коммода началась гражданская война. Победителем стал Септимий Север /I97-2II гг./, основавший новую династию. Политика Севера была направлена на реставрацию Империи. Он усилил императорскую власть и расширил бюрократический аппарат. Основное внимание Север обратил на армию, усиливая ее общественную роль и повышая материальное довольство солдат. Септимий Север сумел остановить развитие кризиса, однако это происходило за счет подавления самостоятельности городов, провинций и других сообществ, составлявших огромную Империю. Хотя формально Север поддерживал олимпийскую религию, именно при нем происходит усиление позиций восточных культов, особенно - сирийских и африканских. Политика Севера продолжалась при его сыне Каракалле /2II-2I7 гг./. В 217 г. Каракалла был убит в результате заговора, а императором стал его префект претория Опеллий Макрин. Впрочем, гражданская война вскоре вернула к власти боковую ветвь династии. Новый правитель, Гелиогабал /218-222 гг./, распущенный юноша, увлекавшийся восточными культами, также стал жертвой переворота. Его двоюродный брат, Александр Север /222-235 гг./ пытался, хотя и безуспешно, реставрировать антониовскую систему и отказаться от жесткого авторитарного курса Северов. В 30-40-е гг. III века внутренний кризис усиливается за счет ухудшения внешнеполитического положения. Германские племена, противостоящие Риму на Рейне и Дунае, стали объединяться в мощные племенные союзы: в северной и центральной Германии образовался союз франков, в южной Германии появились союзы алеманнов, вандалов и ютунгов. К северу от Дуная возник сильный союз готов, объединивший германские и другие припонтийские племена. На востоке произошло большое восстание, слабая уже не раз разгромленная Парфия рухнула, на ее месте появилась мощная Персидская держава Сасанидов. События III века вызвали перемены в духовной жизни Империи. Начался кризис античной культуры, Страх, депрессия и подавленность общества выразились в упадке рационализма и росте мистики и религиозности. Растет интерес к магии и экзотическим учениям типа индусского брахманизма, учения персидских магов или вавилонских и египетских жрецов. Часто эти учения были лишь плодом фантазии самих людей III века. Христианство было все более востребованным. Вера в Христа давала выход из духовного тупика, а организационные возможности Церкви давали возможности обьединения. Христианское отрицание этого мира теперь разделяли все более широкие слои населения. III век стал временем продвижения восточных провинциальных элит и распространения восточных религий С культов Солнца, Изиды, Митра). Число христиан пополнялось за счет практически всех слоев общества и, вероятно, уже исчислялось миллионами. Усилился приток богатых и образованных людей. Церковь стала богатой. Епископ стал теперь полновластным хозяином общины. Отношения между Церковью и государством были достаточно сложными. Хотя репрессивная политика продолжалась, в обществе все больше и больше росло убеждение о возможности компромисса. Коммод был первым императором, прекратившим репрессии, однако Септимий Север возобновил политику гонений. Основные репрессии приходятся на 203~2П гг. и затрагивают Африку, Галлию и Египет. Вероятно, это было первое гонение, прошедшее по всей Империи. Основной материал дает нам Тертуллиан, один из отцов церкви , происходивший из Африки« Каракалла продолжил террор, но при Элагабале и Александре Севере гонения прекратились. Александр Север включил Христа в свой домашний Пантеон наравне с греческими и римскими богами и Моисеем, а его мать, Шия Маммея общалась с христианскими мыслителями и писателями, в числе которых были Ориген и Ипполит. Христиане стали появляться при дворе и на административной службе. Атмосферу III зека н.э., особенно - его первой половины, показывают три выдающихся христианских писателя, Тертуллиан, Ориген и Киприан. Кв. Септимии Флоренс Тертуллиан /160-220 гг./, уроженец Северной Африки и автор 31 сочинения с характерными названиями Апологетика , Против Маркиона , Опровержение еретиков и т.д. был современником внезапного и быстрого взлета христианства в Африке в 180-200 гг., а затем и гонений Септимия Севера и Каракаллы. Он продолжал традицию апологетов, доказывая, что христиане суть лояльны подданные Империи, Они уже ничем не отличаются от других жителей державы. Тертуллиан разрешает верующим заниматься торговлей и ростовщичеством и даже не отрицает рабстве. Вместе с тем, в его сочинениях заметны разочарование и раздражение политикой Империи. Писатель отходит от юстиновской идеи сближения веры и знаний и античной философии и библейского предания, несомненно, ставя веру выше разума и Библию выше древних писателей. Христиане готовы платить налоги, но просят /и даже требуют/ невмешательства в дела Церкви. Ориген /185-253 гг./ происходил из христианской семьи и жил и работал в Александрии. По преданию, он написал около 1000 книг /вероятна, в античном понимании/. Основная дейтельность Оригена приходится на 20-40 гг. III века, время толерантности. Ориген был Очень популярен, и интерес к нему проявляли даже придворные круги, включая императрицу Юлию Маммею. В отличие ©т Тертуллиана, Ориген очень терпим и ценит античную традицию. Он настаивает на интеллектуальном поиске и свободе мнения. Тертуллиан требует и поучает, Ориген старается доказать. Конец жизни Оригена был тяжелым, он попал в тюрьму при Деции, вышел оттуда больным человеком и вскоре умер. Эпоха гонений 50-60-х гг. приходится на время деятельности третьего писателя, Киприана /200-258 гг./. Если Тертуллиан - догматик, Ориген-мыслитель, а Тертуллиан - яркий тип политика. Его главная задача - выжить и сохранить Церковь как организации. Вырабатывается и канон поведения: христиане должны выживать за счет отречения, но за счет укрывательства, надо дать возможность отрекшимся вернуться в лоно Церкви. Киприан не сторонник мученичества, которое часто лишь озлобляют власти. Впрочем, сам епископ на компромисс не пошел ж предпочел смерть. Следующее 50-летие стало временем обвального кризиса. Положение Церкви сильно изменилось и уже было тесно связано с политикой Империи. Грань между христианами и нехристианами стиралась все больше и больше. Стороны были готовы к диалогу, что и объясняет периоды толерантности. Впрочем, попытки решить вопрос силой по-прежнему предпринимались. Политика последних Северов продолжалась и в 40-е гг. III века. Новые императоры, Гордиан III (238-241) гг.)и Филипп Араб (245-249 гг.), вообще прекратили репрессии, а Филипп, возможно, сам был христианином.. Наконец, общество шло к религиозной унификации, а единой Империи все больше требовалась единая религия. Пути были разные: некоторые силы хотели сохранить старые олимпийские культы, другие, как Гелиогабал или позже Аврелиан, искали новые религиозные идеи, обычно приходя к мысли о восточных богах или солярных культах. Третьи, как Александр Север или Галлиен, пытались объединить все разнообразные культы Империи в единое целое. В 250 г. новый император Деций после достаточно длительного перерыва возобновил генения. Всему населению Империи было предписано пред стать перед властями, заявить о своей религиозной принадлежности, при* нести жертвы и совершить возлияния. Выполнивший получал специальный сертификат. Отказавшихся бросали в тюрьмы, имущество конфисковывалось. Впрочем, христианам повезло, в 251 г. Деций погиб на войне с готами. Правление Валериана (253-260 гг.) и его сына Галлиена (253-260гг) стало пиком кризиса. Готы обрушились на дунайские провинции, аламаны атаковали Италию, на востоке шла тяжелейшая война с персами. В 260 г. в плен к ним попал Валериан, взявший на себя оборону восточной части Империи, тогда как Галлиен достаточно успешно защищал западную. Империя распалась: в Галлии возникла так называемая Галльская Империя, включавшая в себя Испанию и Британию, восточные провинции оказались под властью Одената, правителя вассальной Пальмиры, который возглавил оборону против Ирана. По всей Империи как грибы росли десятки мелких узурпаторов. Галлиен возглавил оборону Империи. Он сумел отразить наступления варваров и создать сильную армию, способную обеспечить единство державы. Время правления Валериана и Галлиена стало переломным в отношениях Империи и христианства. Валериан продолжал гонение, нанося главный удар по клиру, епископам и пресвитерам. Христиане стали запрещенным сообществом, они не могли устраивать собрания и пользоваться собственными кладбищами, а также иметь места богослужения. В 258 г. Валериан ужесточил политику, борясь не столько против христиан, сколько против Церкви, Казни подлежали все епископы, священники и диаконы, не отрекшиеся от Христа. Сенаторы и всадники-христиане теряли свой статус Одной из целей Валериана было воспользоваться богатствами Церкви. В 260 г. Галлиен остался единственным императором. Также как и отец, он стремился удержать Империю от распада, но т пошел другим путем. Галлиен пошел на религиозный мир и попытался создать новую религию Империи как синтез старых. В рамках императорского Пантеона сосуществовали культ Солнца, древние греческие (Аполлон, Вулкан, Церера) и римские и италийские (Диана, Веста, Сегеция) боги. В контексте этой политики находился и эдикт 260 г., прекративший гонения и вернувший христианам свободу богослужения, места культа и денежные средства. Церковь получала право юридического лица и право владеть имуществом. Значение эдикта Галлиена трудно переоценить. Это был первый официальный акт, узаконивший существование христианства. Хотя в историографии ему уделялось небольшое внимание, его значение сопоставимо с реформами Константина. После 260 г. Церковь пережила 40-летний мирный период, во время которого шит ее положение существенно изменилось. Христиане становились чиновниками и придворными, а руководители Церкви заняли свое место в имперском руководстве. Итогом кризиса III века стали огромные людские и материальные потери и натурализация экономики. Сложившийся во II веке общеимперский рынок перестал существовать. Начинается экономическая дезинтеграция и упадок городов. Рухнула денежная система, разрушенная натурализацией экономики и гиперинфляцией. Последняя приняла катастрофический характер: во II веке модий пшеницы стоил 0,5 денария, в II веке-100 денариев, а солдат эпохи Принципата получал столько же, сколько получал в 1У веке высокопоставленный чиновник двора. Это было время культурного упадка, разрушения культурных ценностей и падения образованности. |
Читайте: |
---|
|
История Христианства
Апостол и евангелист МатфейВо времена Христа Иудея была римской провинцией. Как и все завоеванные области, она была обложена податью в пользу Рима. Для сб... |
Иоанн БожийРодился в Монтеморо Нуово (епархия Эвора), Португалия, 8 марта 1495 г.; умер в Гранаде, Испания, 8 марта 1550; канонизирован Папой Ал... |
В чем сущность христианстваХристианство целиком вписывается в одно слово — Христос. Но что это значит? Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Эт... |
Смысл Таинства ПокаянияТаинство Покаяния — это благодатное священнодействие, в котором после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов милостью Божиею через по... |
СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ, БРАТ ГОСПОДЕНЬ ПО ПЛОТИСего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сы... |
Обстоятельства возникновения Десяти ЗаповедейПолучение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до по... |